Алексей Михалёв (lipland) wrote,
Алексей Михалёв
lipland

Category:

Путешествие по Грязинскому району 6 августа

Утром 6 августа 2012 года меня забрал редакционный автомобиль сайта Gorod48.ru, и в этот раз мы отправились в путешествие по Грязинскому району.
Первым пунктом нашего путешествия стало село Плеханово, бывшее село Семёновка. Нас интересовал бюст великого философа-социалиста, установленный в 2006 году в центре села. Автором памятника является Игорь Мазур.
Координаты:
N 52° 38.040'
E 39° 50.545'








Неподалеку красуется храм Николая Чудотворца, построенный в 1883 году.
N 52° 37.970'
E 39° 50.670'


Кроме того, в селе сохранился парк, который относился к имению Плехановых, а ныне на его территории находится небезызвестное медицинское учреждение.






Следующим пунктом назначения должно было стать Клюквенное болото, гидрологический памятник природы, якобы охраняемый государством и ЮНЕСКО. Как рассказал нам глава местной администрации, после образования Матырского водохранилища («Липецкого моря») нарушился экобаланс, и болото исчезло. Печально… Едем дальше.
Источник Тихвинской иконы Божией Матери располагается на окраине села Каменное.
Легенда гласит, что однажды в овраге появился камень со следом от ступни Пресвятой Богородицы, и забил ключ с хрустальной водой. И теперь этот камень приносит исцеление от многих болезней.
Источник облагорожен, поставлена деревянная часовенка, устроена купель, навес со столом и лавочками для отдыха.
Координаты источника:
N 52° 32.180'
E 39° 52.670'




Координаты целебного камня:
N 52° 32.230'
E 39° 52.750'






Затем полевыми дорогами двинулись в Грязи. Сперва мы полюбовались на здание железнодорожного вокзала, построенного в 1883 г. по проекту Е.Н. Ненахова. Вокзал включал залы для пассажиров, комнаты отдыха, буфет, почту, телеграф, киоск для страхования от несчастных случаев. Император Александр II оценил его как одно из лучших архитектурных сооружений на всей железной дороге России. В ночное время здание освещалось сотнями газовых рожков. Для этих целей поблизости был построен газовый завод. Вокзал видел на своём веку немало знаменитостей, здесь бывали Г. И. Успенский, А. М. Горький, Г. В. Плеханов. Л. Н. Толстой на нашем вокзале любил пить чай. Несколько раз вокзал принимал лауреата Нобелевской премии писателя И. А. Бунина, приезжавшего повидать сестру Марию Алексеевну, бывшую замужем за помощником машиниста Ласкоржевским. Нынешний облик вокзала воссоздан по проекту 1879 г.
Координаты:
N 52° 29.650'
E 39° 56.730'






Затем посмотрели на старый элеватор. 18 ноября 1912 года состоялось торжественное открытие величайшего элеватора России высотою 22 сажени (на 2 сажени выше Александровской колонны в Санкт-Петербурге). В строительстве принимали участие австрийская и немецкая фирмы. Элеватор считался третьим по величине в России.
Координаты:
N 52° 29.320'
E 39° 56.650'




После этого посмотрели на памятник Казаку и станичный казачий храм Александра Невского. Памятник «Казак, поднимающий православный крест» был открыт 24 октября 2011 г.. Автор памятника - лебедянский скульптор и рядовой Липецкого отделения Центрального казачьего войска Александр Коновалов. По словам автора, памятник сварен из черного листового металла. Крест создавали из металлического швеллера, поэтому он получился очень тяжелым. Если фигура казака весит около 150 килограммов, то крест – почти полтонны.
Координаты:
N 52° 28.000'
E 39° 56.530'


















После Грязей двинулись в сторону Коробовки. Сначала посетили храм Покрова Пресвятой Богородицы в с. Сенявке. Покровский храм был построен в 1835 году на средства помещика Сенявина.
Координаты:
N 52° 25.220'
E 40° 00.120'


Заехали в Княжую Байгору, где осмотрели Христорождественскую церковь 1815 года постройки. Удивительно, но этот храм был чуть ли не единственным действующим на территории Грязинского района в течение длительного времени. Закрывался он всего на 7 лет – с 1937 по 1944 год.
Координаты:
N 52° 23.055'
E 40° 01.850'


А кроме того, в этом селе находится удивительный мост через р. Байгору. Построил его талантливый инженер Иван Генрихович Грингоф в 1911 году. А финансировал строительво князь Борис Леонидович Вяземский. Стоимость моста в ценах 1911 года составляла 20 тыс. руб. Схема моста - три пролета по 15 метров плюс береговые консоли по 2,5 м. Конструкция пролетного строения состоит из плиты проезжей части, главных продольных и поперечных балок и второстепенной продольной балки. Сечение главных балок - 115x35 см, продольной балки -18x13 см, поперечной балки - 20x35 см. Опоры состоят из двух колонн, соединенных тремя горизонтальными и двумя диагональными связями. Сечение колонн - 50x50 см. Покрытие проезжей части моста - булыжная мостовая на песчаном основании, которая в отличие от Лебедянского моста сохранялась с момента строительства.
Испытания нового моста начались 10 ноября 1911 года. При этом максимальный прогиб балок составил 1,2 мм, что намного меньше допустимого. Говоря о сроках строительства (3,5 месяца), еще раз поражаешься умению И.Г. Грингофа организовать строительство, его пунктуальности и научному предвидению, ибо железобетон как строительный материал стал применяться в России только в начале XX века.
Координаты:
N 52° 22.990'
E 40° 01.465'








И наконец, мы достигли Коробовки. Осмотрели территорию Коробовской больницы. Так её описывает дочь Л.Д. Вяземского Лидия Леонидовна (в замужестве княгиня Васильчикова): «На холме, видном отовсюду, стояла больница, построенная моим отцом в память его сестры в 1903 году . Лучшие больницы Петербурга служили для нее образцом, но одну особенность я видела только в ней: после осмотра в амбулатории определенный к поступлению в больницу пациент прямо проходил в комнату с люком, где его одежда проваливалась в дезинфекционную камеру и возвращалась ему только при выписке… Он проходил в соседнюю ванную комнату, откуда после основательного мытья, уже в больничных одеждах, следовал в палату. Это оказалось для сельской больницы полным новшеством…». Сохранился двухэтажный дом врача, где сейчас проживают семьи бывших медработников. Саму больницу закрыли. В больничном саду сохранилась могила первого врача Коробовской больницы, Шафрана Иосифа Моисеевича, бессменно проработавшего с 1904 по 1939 г.
Координаты больницы:
N 52° 20.340'
E 40° 03.865'








И естественно, мы осмотрели Дмитриевскую церковь. Храм Димитрия Солунского был возведён в 1879—1884 годах на средства князя Леонида Дмитриевича Вяземского. Князь заказал проект новой каменной церкви в Санкт-Петербурге у знаменитого русского архитектора Максимилиана Евгеньевича Месмахера.
Координаты:
N 52° 19.735'
E 40° 03.610'




После Коробовки мы осмотрели пару пешеходных подвесных мостов через р. Байгору.
Координаты:
N 52° 27.100'
E 39° 58.980'




и
N 52° 27.690'
E 39° 58.490'






И далее наш путь пролег в Аннино. Когда-то парк был частью имения А.В. Бланка – родственника Петра Петрович Семенова-Тян-Шанского. В парке произрастает около 34 древесно-кустарниковых видов, особое внимание заслуживают посадки лиственницы сибирской. На территории парка находятся заброшенные корпуса пионерлагеря «Орлёнок».
Координаты:
N 52° 29.300'
E 40° 04.025'














Кроме того, мы посетили и ещё одно место, связанное с жизнью замечательного путешественника – Семенова-Тян-Шанского. Это усадьба Петровка. От усадьбы сохранилась бывшая кухня и большой парк, заложенный самим Петром Петровичем. Парк условно делился на 3 части: сосновую, часть с лиственными деревьями (дубы, вязы, клены, липы, тополи) и кустарниками и березовую. Березовая часть была заложена уже в 1920-х гг. Измаилом Петровичем Семеновым в честь дня рождения своей дочери Ольги. Сосновую часть в настоящее время занимают территории двух заброшенных пионерлагерей.
Усадьба находилась в месте впадения речки Лукавчик в Матыру.
Координаты:
N 52° 29.845'
E 40° 07.060'
















Из Петровки вновь направлись в Грязи, где посмотрели памятник Дворнику и Паровозу.
Автором памятника дворнику является уже известный Александр Коновалов. Скульптура выполнена из металла: закончив работу, дворник присел на скамейку и задумался о высоком, поэтому на его правом плече расположился ангел, рядом с фигурой разлегся кот.
Координаты:
N 52° 29.840'
E 39° 56.710'








Памятник паровозу-труженику был установлен к 60-летию города в 1998 году в районе автовокзала. Это паровоз Э 773-50, перевозивший народнохозяйственные грузы в годы Великой Отечественной войны.
Координаты:
N 52° 29.830'
E 39° 56.760'














На этом наша поездка по Грязинскому району закончилась. Но ведь она не последняя?..
Оригинал статьи на форуме сайта Липландия.

Tags: Грязинский район, Липецкая область, маршрут выходного дня, путешествие
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment